Как работать с перечнем товаров для СМП

 

Как работать с перечнем товаров для СМП

Перечень товаров для СМП — это документ, который заказчики размещают в ЕИС, если они работают по 223-ФЗ и планируют осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Что это за документ и как его подготовить, расскажем в нашей статье.

Что такое перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП

Согласно ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, участником закупочных процедур, осуществляемых по 223-ФЗ, может выступать любое юридическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели. Однако в соответствии с ч. 5.1 Положения об особенностях участия в закупках СМ и СП, утвержденного ПП РФ № 1352 от 11.12.2014, годовой объем заказов, которые заказчик должен провести с СМП, составляет не менее 18 % от СГОЗ.

Далее нам необходимо разобраться, должен ли заказчик размещать в еис перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства?

Для того чтобы организация-заказчик имела возможность приобретать необходимые товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства и выбирать заложенный ПП РФ № 1352 и плановой документацией объем закупок, она должна сформировать, утвердить и разместить в Единой информационной системе реестр ТРУ, заказ которых будет проходить у СМ и СП (п. 8 Положения). Если такой реестр в организации отсутствует, то заказчик лишается возможности закупать ТРУ у субъектов малого предпринимательства. Следовательно, размещение реестра товаров для СМП — это прямая обязанность организации-заказчика.

Организация-заказчик формирует такой реестр самостоятельно, исходя из своих потребностей. Реестр ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства, составляется на основании действующего классификатора ОКДП2. В него необходимо включить и наименование закупаемой продукции, и присвоенный ей в соответствии с классификатором кодовый номер (п. 9 Положения).

Согласно нормам ПП РФ № 1352, заказчик имеет право вносить изменения в реестр товаров СМП. Регламент проведения таких изменений необходимо прописать в положении о закупках организации. Если в опубликованном документе допускается возможность внесения изменений в реестр ТРУ, приобретаемых у СМП, то, при необходимости, заказчик вносит соответствующие коррективы в документ, утверждает его и повторно размещает в ЕИС.

Как разместить перечень для СМП в ЕИС

Сформированный и утвержденный список в обязательном порядке подлежит размещению в Единой информационной системе и на официальном сайте заказчика (п. 10 Положения).

Для того чтобы опубликовать готовый документ в ЕИС, заказчик должен выйти на главную страницу Единой информационной системы и войти в свой личный кабинет, а затем — на вкладку «Реестр перечней товаров, работ, услуг». Далее необходимо выбрать действие «Создать перечень».

Сведения об организации-заказчике заполняются автоматически. Исполнителю необходимо подготовить блок «Перечень ТРУ», заполнив таблицу соответствующими кодами ОКПД2. Все значения нужно выбирать из открывающегося справочника.

Аналогичным образом заполняется каждая строка таблицы. После того как все позиции из списка товаров для СМП заказчика будут внесены, необходимо прикрепить бумажную версию документа. Для этого нужно перейти в блок «Документы», нажать кнопку «Обзор», выбрать нужный файл и выполнить действие «Прикрепить».

Затем проект перечня ТРУ для СМП сохраняется и размещается в ЕИС. Для этого необходимо нажать клавишу «Разместить».

Для того чтобы просмотреть в ЕИС уже готовые и размещенные перечни, необходимо выйти на главную страницу ЕИС, перейти во вкладку «Осуществление закупок» и выбрать «Перечни товаров, работ, услуг (223-ФЗ)».

Порядок проведения закупок в соответствии с перечнем для СМП

Для того чтобы иметь возможность проводить заказы по 223-ФЗ, в том числе и у МСП, заказчик должен разместить в ЕИС свое положение о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения). В свою очередь, чтобы осуществить закупку у СМ и СП, ему необходимо опубликовать реестр закупаемых у субъектов малого предпринимательства товаров (п. 8 Положения).

Читать статью  Сущность железобетона, виды железобетонных конструкций и области их применения. Достоинства и недостатки железобетона.

Все заказы у СМ и СП осуществляются только в соответствии с опубликованными положениями о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения).

В том случае, если реестр был размещен, то при закупке ТРУ из данного реестра рассматриваются заявки только тех участников, которые относятся к СМ и СП. Заявки, поданные иными юридическими лицами, к рассмотрению не принимаются.

Если же организация-заказчик устанавливает требование об участии в тендере только СМП и предоставляет таким участникам определенные преференции, она имеет возможность на такое ограничение количества участников заказа, только если приобретает ТРУ из реестра для субъектов малого предпринимательства.

Заказчик не вправе ограничивать количество потенциальных участников торгов в иных случаях. Это подтверждается как 223-ФЗ, так и ПП РФ № 1352.

Допускается ряд исключений из реестра ТРУ для СМП. Если в списке присутствуют ТРУ, объединяющие несколько позиций ОКДП2, при этом госзаказчик не все из них планирует закупить у субъектов МСП, то в реестровом документе можно оформить сноску, в которой будут указаны те позиции, которые организация исключает из своего списка ТРУ.

Существует также ряд случаев, при которых при приобретении ТРУ из перечня можно заключить контракт не с СМП по окончании срока приема заявок (п. 21 Положения):

  1. Если по итогам процедуры СМ и СП не подали ни одной заявки на участие в тендере.
  2. Если все заявки, поданные субъектами МСП, отозваны либо признаны несоответствующими требованиям закупочной документации.
  3. Если субъекты МСП подали лишь одну заявку, и она признана несоответствующей требованиям ЗД.
  4. Если заказчик, опираясь на положение о закупках, принял решение о том, что контракт не будет заключен.

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Значимые тендеры для малого бизнеса 2023 г.

тендер

Рынок государственных закупок может смело побороться за право называться крупнейшим в России: только за 2019 г. государственные заказчики совместно закупили ТРУ на сумму почти 24 триллиона рублей (по информации официального сайта zakupki.gov.ru). Эта сумма равняется 22 % ВВП России (по данным Росстата). В год происходит в среднем 4,3 миллиона тендеров.

Государственные заказчики закупают практически всё, начиная с услуг массажа и до вывоза покойников в морг. Тендеры на любой вкус по самым узким и даже несколько странным бизнес-направлениям. Востребованы услуги поваров, ветеринаров, фармацевтов, грузчиков, кондитеров, перевозчиков, программистов, оценщиков, строителей, юристов, электриков и бухгалтеров. Оранжереи, прачечные, интернет-магазины, гостиницы, питомники – все выступают в роли поставщиков государства. При этом государственные чиновники высших эшелонов власти соревнуются, кто больше сможет предоставить преференций представителям малого бизнеса.

Какие же сектора сферы государственных закупок являются самыми привлекательными для малого бизнеса?

Выделим самые популярные объекты закупок.

Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

1. Строительство и ремонт

Возможно вы удивитесь, но первые автобаны были построены в Германии по инициативе Гитлера: таким образом послевоенная Германия решила сразу две глобальных проблемы: безработицу и отсутствие системы федеральных трасс. К слову сказать, созданные почти 100 лет назад скоростные шоссе с успехом выполняют свои функции и поныне.

Для русского бизнеса эта сфера – настоящий Клондайк: федеральные объекты, строительство и содержание автомобильных дорог, капитальное строительство, электромонтажные работы, множество вариантов закупок работ мелкого косметического ремонта отдельных помещений.

Доля строительных тендеров приближается к 40 % от общего количества проходящих в России сделок, согласно информации Министерства финансов РФ. А если прибавить сюда закупки строительных материалов, спецтехники, инструментов, то статистика будет еще более впечатляющей! Кроме того, востребованы работы по подготовке проектно-сметной документации, множество субподрядных работ и прочие сопутствующие услуги. Места хватит всем желающим. Если вы имеете отношение к строительству и ремонту, то что вы здесь сидите? Идите и зарабатывайте деньги! Как говорил старик Франклин (знакомый каждому, кто видел стодолларовую банкноту): «Если у вас есть время, значит, у вас нет денег».

Читать статью  Теплофизические свойства строительных материалов

В том случае, если у вас узкая специализация (например, установка стеклопакетов или межкомнатных дверей), нужно уметь находить надежных партнеров, с которыми можно будет исполнить контрактные работы.

Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

2. Лекарственные препараты, медицинские изделия и медицинские услуги

Это очень многообразный рынок, где государство закупает лекарства для медицинских учреждений и структур на бюджетные средства. Здесь есть свои подводные камни, в первую очередь, юридического плана, кроме того, фармацевтический сектор уже давно поделен постоянными поставщиками и втиснуться между медицинскими корпорациями малому или среднему юридическому лицу практически невозможно. Но вот в тендерах на посавку медицинских изделий у малых и средних поставщиков есть неплохие шансы на победу.

3. Автомобили, авторемонт, автозапчасти и сопутствующие расходные товары

Автопарк государственных заказчиков – это миллионы машин, которым нужны обслуживание и ремонт, а, значит, запасные части и расходные материалы: масло, антифриз, фильтры, лампочки и др.

Кроме того, периодически государственные корпорации обновляют свой автопарк, устраивая переполох среди автосалонов, пасущихся на сайте закупок.

Есть категория тендеров, целиком посвященных автомобильной тематике, на которых объектами закупки могут быть:

— запчасти для отечественных и/или импортных автомобилей,

— запчасти для грузового транспорта,

— запчасти для строительной и сельскохозяйственной техники.

Кроме того, предприятия МСП могут побороться в тендерах на закупку услуг сервиса такси.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

3. Закупки для бюджетных организаций

Ещё одна золотая жила для малого бизнеса – это поставки для муниципальных и региональных учреждений всевозможной продукции: хозяйственных материалов, канцелярских товаров, радиоэлектронной продукции (компьютеры, кондиционеры, сигнализация, установка видеокамер и пр.), опять же услуги охраны, сервисное обслуживание коммуникаций, полиграфическая печать и многое другое. Все счастливые компании счастливы одинаково, если вы знаете потребности одной конторы, вы знаете потребности всех подобных организаций, а, стало быть, сможете эти потребности вовремя и качественно удовлетворить.

4. Видео инструкция «Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!»

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Преимущества в закупках для субъектов МСП

Преимущества в закупках для субъектов МСП

Для некоторых организаций в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусмотрены определённые особенности:

  • организации малого и среднего бизнеса;
  • организации инвалидов;
  • социально-ориентированные некоммерческие организации;
  • предприятия уголовно-исполнительной системы.

ФЗ «О контрактной системе» и «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливают преимущества при закупке для разных категорий организаций. Это нужно учитывать.

По ст. 1 ФЗ » от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» МСП – это субъекты малого и среднего предпринимательства, в качестве которых могут выступать ИП, КФХ, хозяйственные общества, товарищества, партнёрства, производственные и потребительские кооперативы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

По Закону № 44-ФЗ заказчики должны устанавливать «особые условия» представителям малого бизнеса, а Закон № 223-ФЗ предусматривает преимущества для представителей как малого, так и среднего бизнеса.

Преимущества участия в закупках для МСП:

  1. Закупки проводятся только для представителей малого и среднего бизнеса.
  2. Единая (общая) регистрация участника закупок (в ЕРУЗ).
  3. Особый размер обеспечения закупок.
  4. Вместо обеспечения исполнения контракта, можно предоставить сведения по наличию опыта.
  5. Сокращение сроков оплаты по договорам.

Рассмотрим подробнее преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса в закупках.

1. Закупки только для МСП

Доля закупок, проводимых для МСП, от общего совокупного годового объёма закупок заказчика устанавливается 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2022-ом она увеличится до 25 % у СМП и СОНКО (44-ФЗ) и МСП (223-ФЗ) (См. подробнее: “Доля закупок государственных компаний у субъектов малого“).

Также по новой редакции ПП РФ №1352 все заказчики, осуществляющие деятельность по 223-ФЗ, обязаны размещать закупки для участников из числа МСП.

Обратите внимание: до 2022-го эта обязанность предусмотрена не для всех заказчиков.

Процедуры закупок, проводимых для малого и среднего бизнеса, по 223-ФЗ имеют унифицированный характер. Они схожи закупками по 44-ФЗ (См. также: “Изменения в закупках по 44-ФЗ“).

Читать статью  Основные свойства строительных материалов

В документах к закупке (в том числе в извещении) только для субъектов МСП должно быть соответствующее обозначение. Например, «Запрос котировок, проводимый для участников из числа МСП». (См. также: “Запрос котировок в электронной форме“).

В извещении и документации заказчик указывает, что закупка размещена для определённой категории поставщиков, а это фактически означает невозможность участия в такой процедуре представителей других организаций.

Сейчас участнику закупки в составе заявки по процедурам 44-ФЗ нужно декларировать свою принадлежность к МСП. С 2022-го будет проходить автоматическая проверка на соответствие участника данному требованию – для этого он должен числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Единая регистрация в ЕИС

Любому поставщику для участия в закупках по требованиям Закона «О контрактной системе» необходимо зарегистрироваться на сайте единой информационной системы (ЕИС), после чего его внесут в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Только тогда он сможет участвовать в закупках на восьми федеральных электронных площадках. Это означает, что после регистрации в ЕИС поставщик автоматически получит аккредитацию на федеральных электронных площадках.

Чтобы участвовать в закупках, по 223-ФЗ может потребоваться отдельная регистрация на площадке, на которой непосредственно проводится закупка. Однако МСП – исключение из этого правила. Чтобы участвовать в такой закупке, поставщику достаточно пройти единую регистрацию в ЕИС (как и при регистрации для участия в закупках по 44-ФЗ). Для МСП закупки проводятся только на федеральных электронных площадках.

Если по 223-ФЗ в закупках «для всех» допускается применение «индивидуальных» правил проведения закупок согласно положению о закупке конкретного заказчика, то закупки для МСП должны проводиться строго по общим правилам, изложенным в ст. 3.4 223-ФЗ.

3. Особый размер обеспечения закупок

При проведении закупок в общем случае заказчик может установить:

  • обеспечение заявки;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • обеспечения гарантийных обязательств.

По 44-ФЗ заказчик обязан установить в проводимых для СМП закупках преимущества для СОНКО:

  • закупки для СМП и СОНКО проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе определяется для СМП и СОНКО по «льготным условиям» и должен составлять от 0,5% до 1% НМЦК (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от НМЦК (как в общем случае), а от цены, по которой заключается контракт (44-ФЗ).

4. Предоставление сведений по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта

Ещё одно существенное преимущество для участников закупок, которые проводятся для СМП и СОНКО, по 44-ФЗ: победитель может не предоставлять обеспечение исполнения контракта (включая обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении закупки. Вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022-го – вместо независимой гарантии), участник вправе предоставить сведения о наличии у него необходимого опыта.

Порой для СМСП и СОНКО по 44-ФЗ данная возможность – определяющий фактор участия в закупках. Она распространяется и на закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяют антидемпинговые меры (когда начальная максимальная цена контракта снижается на 25% и более).

Обязательные требования, которые предъявляются к опыту поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Не менее 3 контрактов должно находиться в реестре контрактов единой информационной системы.
  2. Сумма цен данных контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки и документации по закупке.
  3. Правопреемство не учитывается.
  4. Не принимаются для подтверждения опыта контракты, по которым применялись штрафные санкции, пени.
  5. Контракты должны быть исполнены в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Допускается, к примеру, предоставить все контракты за 1 год.
  6. Сведения необходимо предоставить при подписании контракта.
  7. Требуемый статус контракта – «Исполнение завершено» без неустойки. Порой для подтверждения опыта допускается предоставить контракты со статусом «Исполнение прекращено», но тогда нужно учитывать объём исполненных обязательств (оплаченную заказчиком сумму), а не общую сумму заключения контракта.
  8. Требования о релевантности предмета контракта отсутствуют. Важно наличие у кандидата опыта участия в закупках в целом.
  9. Если поставщик предоставляет опыт, а не обеспечение исполнения контракта, гарантийные обязательства по контракту можно не предоставлять.

5. Сокращение сроков оплаты по договорам для СМСП

Срок оплаты по государственному контракту на данный момент составляет:

  • 30 дней – для «обычных» закупок;
  • до 15 рабочих дней – для контрактов с СМСП.

С 1 января 2022-го сроки оплаты по контрактам для СМСП сократятся и составят (до 31.12.2022 включительно) с даты подписания заказчиком документа о приёмке:

Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-rabotat-s-perechnem-tovarov-dlya-smp

Источник https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/znachimye-tendery-dlya-malogo-biznesa/

Источник https://zakupki-kontur.ru/news/preimushhestva-v-zakupkax-dlya-subektov-msp/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: