Об осуществлении входного контроля строительных материалов, поступающих на строительную площадку

 

Содержание

Совершенствование порядка проведения входного контроля поступающих материалов в строительстве и оформления его результатов (часть 1)

Входной контроль материалов является первой стадией строительного контроля, от которого зависит все дальнейшее строительство. На данный момент входному контролю часто не уделяется должного внимания, в результате в работе используются материалы, не соответствующие проекту, имеющие явные и скрытые дефекты, без необходимой товаросопроводительной документации. Подрядчик также часто фальсифицирует результаты собственного контроля и пытается допустить в работу такие материалы. Все это происходит от недостатков системы строительного контроля и системы его документального оформления в составе исполнительной документации.

В статье изучен порядок входного контроля поступающих материалов, его процедур и ответственности за проведение. Выявлены коллизии законодательства и стандартов, а также проблематика их практического применения. Произведен анализ форм, состава и характера оформления, а также практики проведения входного контроля. Даны рекомендации по изменению законодательства и стандартов касательно принципов проведения входного контроля, а также форм исполнительной документации.

Введение

Вопросы строительного контроля рассматривались в работах следующих ученых: Олейника П. П., Куренкова О. Г. [1], Топчего Д. В., Юргайтиса А. Ю. [2], Жадановского Б. В. [3], Логаниной В. И. [4; 5] и др. Однако в указанных работах не уделено достаточного внимания порядку проведения входного контроля материалов, документальному оформлению его результатов, а также существующей проблематике в данной области.

Результаты исследования

Коллизии терминов и определений

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 384-ФЗ [6], строительный контроль является одной из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, процессов строительства, монтажа, наладки и утилизации в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 53 ГрК РФ [7]).

Требования о применении соответствующих материалов в строительстве также указаны в ст. 34 384-ФЗ [6].

Входной контроль является первой стадией строительного контроля перед операционным и приемочным. Согласно п. 100 приложения 1 ГОСТ 16504-81 [8], «входной контроль – контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции».

В отмененном ГОСТ 24297-87 [9] также использовался термин входного контроля. Однако в ГОСТ 24297-2013 [10], отменившем предыдущий, вместо входного контроля начали использовать термин верификации, который был использован на основании терминов ГОСТ ISO 9000-2011 [11].

Согласно п. 3.8.4 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [12], «верификация (verification) – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены». Кроме того, согласно п. 3.11.7 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [12], «контроль (inspection) – определение соответствия установленным требованиям. Если результат контроля показывает соответствие, он может быть использован для целей верификации. Результат контроля может показывать соответствие, или несоответствие, или степень соответствия».

Таким образом, верификация является продолжением контроля, а не его вторым названием. Поэтому здесь возникает конфликт терминологии между ГОСТ 24297-2013 [10] и СП 48.1330.2019 [13], где верификационный контроль означает проверку заказчиком правильности произведенного контроля подрядчиком, что соответствует определению ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [12]. Из конфликта терминологии стандартов можно сделать ошибочные выводы, что верификацию поставленной продукции подрядчиком с оформлением необходимого журнала верификации, в соответствии с ГОСТ 24297 2013 [10], обязан выполнять представитель строительного контроля заказчика. В связи с вышеизложенным, для исключения коллизий терминов далее используется термин входного контроля.

Зоны ответственности по входному контролю и порядок его проведения

В соответствии с ч. 3 ст. 34 384-ФЗ [6] и п. 5 ПП РФ № 468 [14], ответственным за входной контроль является лицо, осуществляющее строительство.

Согласно п. 6 ПП РФ № 468 [14], заказчик осуществляет проверку правильности проведенного контроля подрядчиком.

Согласно п. 5.2 ГОСТ 24297-2013 [10], за верификацию (прим. входной контроль) ответственен персонал с соответствующими полномочиями.

Согласно форме журнала верификации (прим. входного контроля) закупленной продукции приложения А ГОСТ 24297-2013 [10], какая-либо подпись с ответственностью заказчика за входной контроль также не предусмотрена.

Таким образом, входной контроль находится в зоне ответственности подрядчика и является внутренним производственным контролем, а заказчик проверяет лишь правильность его проведения подрядчиком, осуществляя внешний инспекционный контроль.

Необходимо отметить, что на данный момент ответственным за входной контроль, как и за операционный и приемочный, назначен специалист по организации строительства (главный инженер проекта), согласно требованиям ч. 2 ст. 52 и ч. 5 ст. 55.5-1 ГрК РФ [7], а также в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по организации строительства» [15]. При этом специалист по организации строительства (главный инженер проекта), согласно требованиям ч. 55.5 ГрК РФ [7], должен состоять в национальном реестре специалистов НОСТРОЙ.

Порядок проведения входного контроля описан в пп. 7 и 8 ПП РФ № 468 [14].

Планирование входного контроля и состав процедур

Для упорядочения требований и облегчения работы участникам строительства некоторыми ведомствами были разработаны методические материалы и положения для проведения входного контроля, а также о поставках и складировании материалов, как например: «Типовое положение о входном контроле материалов, комплектующих изделий и оборудования на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии» [16], ВСН 212-85 [17], а также положения о поставке продукции производственно-технического назначения и положения о поставках товаров народного потребления [18].

Необходимо отметить отсутствие эффективной и рабочей системы планирования проверок, в том числе входного контроля. Из трех стадий контроля — только операционный планируется посредством схем операционного контроля качества (далее — СОКК) в составе технологических карт (далее — ТК). И хотя, согласно пп. 5.3-5.9 ГОСТ 24297-2013 [10], должен разрабатываться и согласовываться с заказчиком перечень продукции, подлежащей входному контролю, — на практике данная процедура чаще не исполняется, соответственно, не ставятся приоритеты, и процедуру проходят абсолютно все материалы, а также некоторые другие сопутствующие изделия.

Состав процедур входного контроля описан в ст. 474 ГК РФ [19]. При этом качество товара должно соответствовать положениям ст. 469 ГК РФ [19].

Ранее, согласно п. 7.4 СНиП 3.01.01-85* [20], при входном контроле достаточно было проверить материалы внешним осмотром и соответствие их требованиям стандартов и рабочей документации, а также наличие сопроводительной документации. Таким образом, лабораторный контроль являлся чаще дополнительным, который назначался, как правило, для материалов и изделий с отсутствующей сопроводительной документацией, либо при сомнениях в их подлинности, либо при сомнениях касательно качества самих материалов.

Однако на данный момент, согласно СП 48.1330.2019 [13] и п. 6.5 ГОСТ 24297-2013 [10], состав мероприятий по входному контролю более не ограничивается проверкой внешним осмотром и наличия сопроводительной документации, т. е. не установлены минимальные требования мероприятий по входному контролю, и фактически проверяющие могут потребовать, чтобы подрядчик выполнил весь комплекс проверок согласно ГОСТ или ТУ на материал.

Кроме того, изготовитель материала (товара) также должен осуществлять контроль качества, соответственно, сопроводительный документ должен иметь такую отметку.

Практика входного контроля показывает, что чем больше прошло времени от момента прихода материала на площадку до момента оформления входного контроля, тем менее достоверна эта информация и тем выше риски потери сопроводительной документации.

Отсутствие сопроводительной документации

Часто на площадку поступают материалы и изделия без сопроводительной документации, подтверждающей качество, либо отсутствует часть документации. К ней относятся всевозможные сертификаты, паспорта, руководства и инструкции по монтажу и эксплуатации оборудования.

При этом всю товаросопроводительную документацию можно разделить на два типа: документы, выдаваемые органами по сертификации производителю продукции, а также документы, выдаваемые производителем. Кроме того, ПП РФ № 982 [21] утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Продукция должна соответствовать принятым техническим регламентам в соответствии со ст. 23,24 и 25 184-ФЗ [22].

С поставленной продукцией, кроме сертификата или декларации о соответствии, если их наличие требуется согласно соответствующему перечню сертификации, должен также предоставляться документ о качестве (паспорт), необходимость и состав которого регламентируется ГОСТ или ТУ на конкретную продукцию.

В ст. 464 ГК РФ [19] описан порядок действий в случае, если поставщик не передал сопроводительную документацию, которые дают право отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

Также, согласно п. 7.3 ГОСТ 24297-2013 [10], «при поступлении на верификацию (прим. входной контроль) продукции без сопроводительной документации, удостоверяющей ее качество, в отдельных случаях верификация (прим, входной контроль) может быть осуществлена на соответствие действующей НД на данный вид продукции с обязательным оформлением акта о ее фактическом качестве и комплектности с указанием отсутствующих документов».

Аналогичные условия существуют и в и. 14 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству П-7 [23].

Исходя из вышеизложенного, для некоторых материалов можно осуществить входной контроль без сопроводительной документации, подтверждающей качество, и принять ее по количеству, ожидая передачи документов поставщиком, либо осуществить приемку по качеству на основе проведенных лабораторных испытаний. Касательно же оборудования — без комплекта оригиналов документации, к примеру по лифтам, сдать и поставить его на учет будет невозможно.

Оформление входного контроля

Согласно п. 8.1 ГОСТ 24297-2013 [10], подрядчик для регистрации произведенного контроля должен вести журнал верификации (прим. входного контроля). На рисунке 1 представлена форма журнала.

Читать статью  Токсичность продуктов горения

Рис. 1. Фрагмент формы журнала

Необходимо отметить, что форма журнала входного контроля, согласно отмененному ГОСТ 24297-87 [9], имела также графы с информацией по рекламациям.

Используются и другие формы журнала. Приложением И СП 48.1330.2019 [13] предусмотрена форма журнала входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов и оборудования. На рисунке 2 представлена форма журнала СП 48.1330.2019 [13].

Рис. 2. Фрагмент формы журнала

Также можно разработать собственную форму документа, утвердив ее по организации, как, например, сделала компания АО «Транснефть». На рисунке 3 представлен пример формы 12 журнала входного контроля качества РД 39-0147105-015-98 [24].

Рис. 3. Фрагмент формы журнала

Вместе с тем для заказчика основным документом входного контроля является именно журнал, и контролирует он именно те материалы, которые допущены в производство подрядчиком. Остальные акты, рекламации и др. [23; 25] являются по сути внутренними документами подрядчика.

Материалы и ссылки на сопроводительную документацию (паспорта, сертификаты и пр.) необходимо прописывать в графе 3 актов освидетельствования скрытых работ (далее — ОСР), освидетельствования ответственных конструкций (далее — ООК) и освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее -ОУСИТО) по формам РД 11-02-2006 [26], а также в гра-фах некоторых специальных журналов.

Также необходимо отметить, что стандартами не определен порядок проведения входного контроля отдельно для поставок подрядчика и отдельно для поставок заказчика, соответственно, по умолчанию обычно подрядчик производит контроль и того, и другого по одной и той же процедуре.

Дополнительный акт входного контроля

Вместе с тем на строительстве объектов кроме журнала верификации (прим. входного контроля) все чаще можно встретить дополнительные формы актов входного кон-троля с обязательной подписью представителя заказчика. Так, часто для данной цели используют акт о результатах проверки изделий на соответствие технической документации по форме 3.3 ВСН 012-88 ч. II [27], несмотря на то, что документ является ведомственным для строительства магистральных трубопроводов.

Кроме того, согласно пп. 1.4, 1.6 и 3.1 ВСН 012-88 ч. II [27], данная форма акта являлась текущей документацией и не предъявлялась приемочным комиссиям в составе исполнительной документации. Также форма предполагалась лишь для контроля наиболее важных изделий, таких как трубы, задвижки и пр. поставки заказчика. Необходимо также отметить, что сама форма являлась рекомендуемой и вместе с тем была довольно непрактичной в применении из-за повторения в ней одних и тех же данных по нескольку раз. В результате исполнители часто допускали ошибки при заполнении документа, а проверяющие, соответственно, их выявляли и предъявляли замечания к оформлению, увеличивая сроки подписания документа.

В СП 392.1325800.2018 [28] данный документ с немного измененным названием «акт результатов входного контроля МТР и оборудования» по форме 2.1 уже стал обязательным для всех материалов по проекту. При этом с неясной целью к подписи специалиста строительного контроля заказчика дополнительно была добавлена подпись застройщика (заказчика). Часто на объекте такой акт применяется вообще без журнала входного контроля ГОСТ 24297-2013 [10], так как подходы к ответственности за контроль с подписанием акта заказчиком и подписанием журнала одним лишь подрядчиком совершенно разные.

Таким образом, процедура выборочного контроля материалов заказчиком превращается во всеобъемлющий охват контролем поступающих материалов и изделий, увеличивая при этом объем работы, что не согласуется с функционалом строительного контроля технического заказчика в соответствии с положениями ПП РФ № 468 [14]. Минусом оформления входного контроля актами вме сто или дополнительно к журналу входного контроля является то, что многие проверяющие требуют оформления данных документов не по приходу материалов на весь их объем, а отдельно под конкретный шифр проектной или рабочей документации для удобства проверки. Иногда, как например, для технологических трубопроводов, проверяющие требуют оформления отдельных актов под каждую линию трубопроводов, увеличивая объемы оформления и копий сопроводительных документов в десятки или даже сотни раз. Соответственно, всю эту документацию в нескольких экземплярах требуется подписать, а копии соответствующим образом заверить.

Кроме того, сопроводительные документы обычно не лежат в одной папке (книге) с самого начала и до конца строительства, а постоянно перемещаются с их комплектацией или формированием. Поэтому сослаться в актах ОСР, как это требуется, на конкретную папку с документами входного контроля либо на папку с оригиналами паспортов и сертификатов часто не представляется возможным. Отследить все эти перемещения оригиналов по отдельным актам или нескольким рукописным журналам, а также понять самому или проконтролировать заказчику, сколько всего материала пришло и сколько осталось, занимает неоправданно много времени и ресурсов.

Подрядчика данная схема устраивает, так как он приносит документы на подпись заказчику, который в большинстве случаев смотрит только их и тем самым меньше выходит на проверку материалов на склад.

Доверие заказчика к контролю подрядчика

Согласно пп. 8.1–8.4 ГОСТ 24297-2013 [10], подрядчик должен осуществлять входной контроль и не допускать в производство бракованную продукцию с оформлением всей необходимой документации. Таким образом, со стороны заказчика должна быть некоторая доля доверия к контролю подрядчика, в том числе осуществляемого строительными лабораториями. Однако позиция недобросовестного подрядчика чаще состоит в том, чтобы с помощью подписи представителя строительного контроля заказчика, в том числе на дополнительных актах входного контроля, легализовать поставленные материалы с несоответствующим качеством. То есть под предлогом более строгого контроля подрядчик или отдельные специалисты чаще пытаются разделить ответственность с заказчиком и вместо того, чтобы проводить входной контроль самим, пытаются протащить контрафакт в производство. Часто это срабатывает. Также недобросовестными подрядчиками в большинстве не исполняются положения ГОСТ 24297-2013 [10] по маркировке и изоляции бракованной продукции.

Именно поэтому недобросовестные подрядчики никогда не заинтересованы ни в своевременном ведении строительного контроля, ни в достоверной его фиксации в исполнительной документации.

В связи с вышеизложенным, при соблюдении всех необходимых мероприятий на бумаге доверие заказчика к производимому контролю подрядчиком, как в части входного контроля, так и в части операционного контроля, если таковой вообще имеет место быть, полностью отсутствует.

Существует два варианта решения данной проблемы – проверять все самому, производя входной контроль за подрядчика, в том числе незаинтересованной лабораторией, либо осуществлять выборочные проверки и каждый раз «бить по рукам» таким «художникам», предъявляя претензии к компетенциям лаборатории и отдельных специалистов подрядчика. Второй вариант, ввиду ограничения ресурсов заказчика, представляется более практичным и соответствует действующему законодательству и стандартам.

Контрафакт и фальсификат

Согласно п. 5.1 ГОСТ 24297-2013 [10], «верификацию (прим. входной контроль) закупленной продукции проводят с целью проверки соответствия качества продукции установленным требованиям и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию несоответствующей продукции». Можно также добавить – фальсифицированной и контрафактной продукции.

Согласно ст. 1515 ГК РФ [19], «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

С каждым годом на рынке России появляется все больше некачественных, поддельных строительных материалов [29]. По некоторым оценкам, доля контрафактной и фальсифицированной продукции в некоторых сегментах рынка достигает 50–60 %, что наносит серьезный урон как экономике РФ, так и безопасности построенных зданий и сооружений.

Однако входной контроль является лишь последней стадией проверки, а между выпуском продукции и собственно входным контролем на площадке строительства должно осуществляться множество мероприятий, в том числе на государственном уровне.

Правительством РФ утверждена «Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года» [30], согласно которой обозначены цели, поставлены задачи и должен быть разработан соответствующий комплекс мер. Также стратегией впервые приведен термин фальсифицированной продукции.

Каждый подрядчик в той или иной мере фальсифицировал документацию, скачивал из сети Интернет сертификаты и паспорта, корректировал даты и другие данные в документах, проводил входной контроль на новую поставку с документацией с предыдущих поставок и т. п. Однако необходимо отметить, что проблема входного контроля является более глубокой, чем может показаться на первый взгляд. Поставка контрафактной продукции поставщиками и тотальная фальсификация поставок подрядчиком связана, в первую очередь, с системой ценообразования.

Дело в том, что когда проектировщики при формировании стоимости позиций, отсутствующих в сметных сборниках, берут данные из прайсов недобросовестных поставщиков, которые торгуют более дешевыми контрафактными материалами, они часто тем самым занижают сметную стоимость, которая используется при формировании сметных расчетов. И далее подрядчик просто не имеет возможности найти требуемый качественный ма-

териал или изделие за стоимость, указанную в сметных расчетах. И уже во вторую очередь проблемой входного контроля можно назвать несовершенство отечественной системы строительного контроля.

Заключение

Низкая эффективность входного контроля является следствием отсутствия, в первую очередь, его планирования. Данный факт не позволяет выставлять приоритеты контроля, а также определять зону ответственности участников строительства за контроль.

Из практики проведения входного контроля можно сделать вывод, что отечественная система качества предполагает многоуровневую проверку материалов с фиксацией товаросопроводительных документов в актах ОСР, что часто фальсифицируется подрядчиком. Оформление отдельных актов с подписью заказчика по результатам входного контроля имеет множество недостатков. Более того, такой подход выгоден недобросовестным подрядчикам, так как позволяет переложить ответственность за поставленные некачественные материалы на заказчика.

Одним из путей решения указанных проблем может стать изучение передового зарубежного опыта в части контроля качества. Однако без внедрения системы отсечения прайсов контрафактной продукции, которые на данный момент используются при разработке проектировщиками сметных расчетов, в принятой системе ценообразования и закупок, а также борьбы с контрафактной продукцией на государственном уровне, проблему качества материалов в принципе невозможно решить. То есть подход ценообразования и экономии средств, в том числе бюджетных, не должен изначально базироваться на данных о некачественной или контрафактной продукции от недобросовестных поставщиков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куренков, О. Г. Оценка степени отражения качества объекта в исполнительной документации / О. Г. Куренков, П. П. Олейник // Строительное производство.– 2019.– № 1.– С. 78–81.– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38522547 (дата обращения: 11.02.2022).

2. Топчий, Д. В. Актуальные направления совершенствования строительного контроля при реализации объектов капитального строительства, реконструкции и перепрофилирования / Д. В. Топчий, А. Ю. Юргайтис, Д. Д. Зуева, Е. С. Бабушкин // Перспективы науки. – 2018. – № 12 (111). – С. 20–29. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37283826 (дата обращения: 11.02.2022).

3. Жадановский, Б. В. Контроль качества получаемых строительных материалов, изделий и конструкций на строительную площадку / Б. В. Жадановский, М. В. Кудрявцев, Е. С. Ерижокова // Системные технологии. – 2018. – № 29. – С. 11–18. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36654935 (дата обращения: 11.02.2022).

4. Логанина, В. И. Надежность контроля качества строительных материалов и изделий / В. И. Логанина // Вестник ПГУАС: Строительство, наука и образование. – 2019. –№ 2 (9). – С. 22–31. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42205107 (дата обращения: 11.02.2022).

Читать статью  Туф – что это такое, как выглядит, где добывают, свойства, для чего используется?

5. Логанина, В. И. Оценка достоверности контроля качества строительных материалов / В. И. Логанина // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. – 2020. – № 12. – С. 17–21. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=44525114 (дата обращения: 11.02.2022).

6. Российская Федерация. Законы. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений : Федер. за кон от 30.12.2009 № 384-ФЗ : принят Гос. Думой 23 декабря 2009 года : одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года // Собрание законодательства Российской Феде-рации. – 2009. – № 29. – Ст. 3626. – URL: http://docs.cntd.ru/ document/902192610 (дата обращения: 11.02.2022).

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ : принят Гос. Думой 22 декабря 2004 года : одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года : [в ред. от 30.12.2021 № 476-ФЗ] // Официальный интернет-портал правовой информации : гос. система правой информации. – URL: http://docs.cntd.ru/ document/901919338 (дата обращения: 11.02.2022).

8. ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения (с Изменением № 1) = The state system of testing products. Product test and quality inspection. General terms and definitions : межгосударственный стандарт : утв. и введ. в действие Постановлением Гос. комитета СССР по стандартам от 8 декабря 1981 г. № 5297 : дата введ. 1982-01-01 / Государство-разработчик Россия. – Москва : Стандартинформ, 2011.– Изд. официальное. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200005367 (дата обращения: 11.02.2022).

9. ГОСТ 24297-87. Входной контроль продукции. Основные положения = Input inspection of products. General : межгосударственный стандарт : утв. и введ. в действие Постановлением Гос. комитета СССР по стандартам от 04.06.87 № 1809 : дата введ. 1988-01-01 / Гос. комитет СССР по стандартам. – Москва : Стандартинформ, 2009.– Изд. официальное. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200003831 (дата обращения: 11.02.2022).

10. ГОСТ 24297-2013. Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля = Verification of purchased products. Organization and methods of control: межгосударственный стандарт : внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии : принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 7 июня 2013 г. № 43) : дата введ. 2014-01-01 / Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ОАО «ВНИИС»). -Москва : Росстандарт, 2013. — Изд. официальное. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108068 (дата обращения: 11.02.2022).

11. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь = Quality management systems. Fundamentals and vocabulary : межгосударственный стандарт : внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии : принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2011 г. № 48-П) : дата введ. 2013-01-01 / Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ОАО «ВНИИС»). – Москва : Росстандарт, 2013. – Изд. официальное. – URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200093424 (дата обращения: 11.02.2022).

12. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь = Quality management systems. Fundamentals and vocabulary : национальный стандарт Российской Федерации : внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента» : утв. и введ. в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1390-ст : дата введ. 2015-11-01 / Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ОАО «ВНИИС»). – Москва : Росстандарт, 2015. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 11.02.2022).

13. СП 48.13330.2019. Организация строительства СНиП 12-01-2004 = Organization of construction: свод правил : внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» : утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 861/пр и введ. в действие с 25 июня 2020 г. : дата введ. 2020-06-25 / АО «НИЦ «Строительство»», ФГБОУ ВПО «НИУ МГСУ», ООО «НИИ ПТЭС», ООО НПЦ «Развитие города». – Москва : Росстандарт, 2020. – URL: http://docs.cntd.ru/document/564542209 (дата обращения: 11.02.2022).

14. О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства : утв. постановлением Правительства РФ от 21.10.2010 № 468 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 26. – Ст. 3365. – URL: https://base.garant.ru/12176727/ (дата обращения: 11.02.2022).

15. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации строительства» : утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.10.2021 № 747н : дата вступл. 01.03.2022. – Москва : Минтруд, 2021. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/402994840/ (дата обращения: 11.02.2022).

16. Типовое положение о входном контроле материалов, комплектующих изделий и оборудования на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии : согласован Ростехнадзором РФ письмом от 28.09.2005 № 11-16/3083 : утв. Советом главных механиков нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности // разраб. ОАО «ВНИУТИнефтехимоборудование» ; ООО «Научно-технический центр при Совете главных механиков». – Москва, 2006. – URL: https:// files.stroyinf.ru/Data2/1/4293834/4293834448.htm (дата обращения: 11.02.2022).

17. ВСН 212-85. Указания по приемке, складированию, хранению и транспортированию основных строительных материалов и изделий на базах трестов комплектации и УПТК строительных организаций Главмосстроя : ведомственные строительные нормы : внес. УМТС Главмосстроя : утв. протоколом НТС ГМС от 12.11.1985 : срок введ. в действие 10 мая 1985 г. // разраб. Отраслевой научно-исследовательской лабораторией Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова Мин-ва высшего и среднего спец. Образования РСФСР. – Москва : Главмосстрой, 1985. – URL: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4294848/4294848337.htm (дата обращения: 11.02.2022).

18. Об утверждении положения о поставках продукции производственно-технического назначения и Положения о поставках товаров народного потребления : утв. постановлением совета министров СССР от 10.02.1981 № 161 : введ. в действие с 1 июля 1981 г. // Совет Министров СССР. – Москва, 1981. – URL: https://docs.cntd.ru/document/765707988 (дата обращения: 11.02.2022).

19. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 ; Ч. 2 ; Ч. 3 ; Ч. 4 : Федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ : принята Гос. Думой 21 октября 1994 г. ; Федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принята Гос. Думой 22 декабря 1995 г. ; Федер. закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ : принята Гос. Думой 1 ноября 2001 г. ; Федер. закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ : принята Гос. Думой 24 ноября 2006 г. // Собрание законодательства Рссийской Федерации.– 1994 ; 1996 ; 2001 ; 2006. – № 32 ; 5 ; 49 ; 52. – Ст. 3301 ; 410 ; 4552 ; 5496.– URL: https://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 11.02.2022).

20. СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства : строительные нормы и правила : утв. постановлением Госстроя СССР от 2 сентября 1985 г. № 140 : дата введ. 1986-01-01 : переизданы с измениением № 1 от 11 декабря 1986 г. № 48 и изменением № 2 от 6 февраля 1995 г.№ 18-8 // разраб. ЦНИИОМТП Госстроя СССР. – Москва, 1985 ; 1995. – URL: https://docs.cntd.ru/document/5200023 (дата обращения: 11.02.2022).

21. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии : утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982. – Москва, 2009.– URL: https://docs.cntd.ru/document/902189451 (дата обращения: 11.02.2022).

22. О техническом регулировании : Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 ФЗ : принят Гос. Думой 15 декабря 2002 г. : одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г.– 2002.– № 52 (часть I).– Ст. 5140.– URL: https://docs. cntd.ru/document/901836556 (дата обращения: 11.02.2022).

23. О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству : инструкция : утв. постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 № П-7 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. – 1975. –№ 2. – URL: http://docs.cntd.ru/document/9005416 (дата обращения: 11.02.2022).

24. РД 39-00147105-015-98. Правила капитального ремонта магистральных нефтепроводов : согласовано с Госгортехнадзором России, письмо № 10-03/297 от 5 июня 1998 г. : утв. акционерной компанией «Транснефть» 29 июня 1998 г. // Министерство топлива и энергетики Российской Федерации ; Институт проблем транспорта энергоресурсов. – Москва, 1998. – URL: https://files. stroyinf.ru/Data2/1/4293851/4293851047 (дата обращения: 11.02.2022).

25. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству : утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6 : введ. в дейст. с 1 сент. 1965 г. // Госарбитраж, 1965. – URL: https://docs.cntd.ru/ document/9006068 (дата обращения: 11.02.2022).

26. Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения : Приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года № 1128 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 марта 2007 г. № 13. – URL: http://docs. cntd.ru/document/902023790 (дата обращения: 11.02.2022).

27. ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Часть II. Формы документации и правила ее оформления в процессе сдачи-приемки // разраб. Всесоюзным научно-ис-

Об осуществлении входного контроля строительных материалов, поступающих на строительную площадку

Дубовой, Д. Е. Об осуществлении входного контроля строительных материалов, поступающих на строительную площадку / Д. Е. Дубовой, В. Н. Коняев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91733/ (дата обращения: 24.01.2023).

В статье авторы рассказывают о процессе осуществления входного контроля строительных материалов, поступающих на строительную площадку в рамках осуществления строительного контроля на строительном производстве.

Ключевые слова: строительный контроль, входной контроль, строительные материалы, организация строительного производства.

Роль строительного контроля в процессе входного контроля строительных материалов на строительной площадке

В ходе строительного производства по сооружениям объектов капитального строительства и реконструкции непременно возникает важный вопрос — контроль поступающих строительных материалов на строительную площадку.

Для чего это осуществляется? В соответствии с п.9.3 СП 48.13330.2019 [1], строительный контроль осуществляется с целью оптимизации, оценки качества и соответствия нормативным требованиям строительно-монтажных работ, рабочей, технической и исполнительной документации. Для этого представители строительного контроля выполняют следующие функции на объекте капитального строительства и реконструкции в соответствии с таблицей 1 [2].

Перечень функций строительного контроля

Перечень функций по нормативной документации

Перечень функций, предлагаемый компаниями по осуществлению строительного контроля

Перечень функций, реализуемый на практике

Входной контроль проектной документации

Входной контроль проектной документации

Освидетельствование геодезической разбивочной основы

Геодезический контроль и освидетельствование геодезической разбивочной основы

Входной контроль оборудования и материалов

Входной контроль оборудования и материалов

Входной контроль оборудования и материалов

Испытания и опробования технических устройств

Испытания и опробования технических устройств

Участие в процедурах приемки законченного строительством объекта, его отдельных сооружение и систем

Взаимодействие с органами государственного строительного надзора

Взаимодействие с органами государственного строительного надзора

Лабораторный контроль качества

Подтверждение выполненных физических объемов СМР

Подтверждение физических объемов выполненных СМР

Контроль состояния пожарной безопасности

Контроль состояния охраны труда

Контроль выполнения графика производства работ

Контроль состояния охраны окружающей среды

Читать статью  Дефекты фасада: основные виды повреждений и способы устранения

Проверка готовности организаций к выполнению работ

Проверка организационно-технической готовности подрядных организаций

Выдача и контроль за ходом устранения замечаний к качеству выполняемых работ

При входном контроле проверяют:

– наличие и полноту сопроводительных документов поставщика — производителя (паспорта, сертификаты и т. п.), подтверждающих количество и качество поставляемых строительных материалов;

– внешний вид и состояние упаковки, наличие маркировки;

– соответствие фактических показателей (характеристик) закупленных материалов указанным в сопроводительной документации и соответствие требованиям нормативной документации, а также;

– соответствие поставщика вендор-листу (перечню отобранных компаний-поставщиков) организации Заказчика.

В случаях возникновения сомнений в достоверности показателей, указанных в сопроводительной документации, и качестве поставленных материальной-технических ресурсов, проводятся контрольные измерения и испытания соответствующих показателей качества [3].

Методы и средства выполнения контрольных измерений и испытаний должны соответствовать требованиям нормативной документации, стандартов, технических условий, паспортов, сертификатов и (или) технических свидетельств на продукцию. В случае выполнения контроля и испытаний привлеченными аккредитованными лабораториями, следует проверить соответствие применяемых ими методов контроля и испытаний установленным стандартами и (или) техническим условиям на контролируемую продукцию [3].

Результатом процесса входного контроля строительных материалов являются акт о результатах проведения входного контроля на соответствие техдокументации и записями в журнале входного контроля (журнал верификации закупленной продукции в соответствии с ГОСТ 24297–2013 [4]) на бумажных или электронных носителях.

  1. СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12–01–2004.
  2. К вопросу о функциональных задачах служб строительного контроля, Зубов А. В., Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Том: 2, Год: 2018 Страницы: 180–187.
  3. Регламент по контролю качества строительства генподрядными организациями на объектах ПАО «Газпром»
  4. ГОСТ 24297–2013 Верификация закупленной продукции.
  5. СТО Газпром 2–2.2–860–2021 Положение об организации строительного контроля заказчика при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов ПАО «Газпром».

Основные термины (генерируются автоматически): входной контроль, строительный контроль, перечень функций, входной контроль оборудования, материал, нормативная документация, операционный контроль, приемочный контроль, строительная площадка, строительное производство.

Ключевые слова

строительный контроль, входной контроль, строительные материалы, организация строительного производства

Похожие статьи

Виды строительного контроля при производстве.

Основными задачами строительного контроля являются: – Проверка соответствия требованиям нормативной документации, проектных и технических решений, регламентов, правил ОТ и ТБ. – Контроль исполнения графика производства работ и расходов.

Совершенствование системы входного контроля качества.

Важным элементом системы менеджмента качества является входной контроль качества сырья и материалов. Входной контроль качества, по сути – деятельность, направленная на выявление и устранение несоответствий, которая приводит к увеличению себестоимости.

Проведение входного контроля материалов и культура.

Библиографическое описание: Татаров, А. В. Проведение входного контроля материалов и культура производства на предприятиях / А. В. Татаров.

Для начала рассмотрим, что вообще такое входной контроль и для чего он нужен. Имея двухлетний опыт работы в службе СТН и.

Особенности контроля качества в строительном производстве

Рис. 1. Виды контроля строительного производства и их последовательность проведения. Входной контроль необходим для проверки

Задачей приемочного контроля является оценка качества и проверка законченных объектов или их частей, а также скрытых работ и.

Содержание типового стандарта организации «Входной контроль.

Входной контроль – это контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции [2]. Верификация – подтверждение посредством представления объективных.

Системы менеджмента качества как основной вид контроля.

В любой строительной деятельности основой исполнения любой задачи является нормативная документация. Если отсутствуют механизмы, формирующие качество продукции на всех этапах, то нормативная база не сможет гарантировать должного качества в конечном результате.

Правовое регулирование государственного строительного надзора

 В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование строительного надзора в Российской Федерации.

Ключевые слова: строительство, государственный строительный надзор, контроль, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта.

Контрольно-надзорная деятельность в области строительства

Ключевые слова: пожарный надзор, градостроительство, контроль, надзор. Социальное, экономическое, экологическое значение

Контроль и надзор представляют собой важнейшие каналы получения объективной информации о жизни общества в целом, о тех политических.

Особенности организации системы внутреннего контроля.

Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, система внутреннего контроля (СВК).

«Контроль» (Control) — сложное и многогранное понятие, под которым подразумевается одна

В нормативно-правовых актах внутренний контроль определен как важнейшая часть системы.

Похожие статьи

Виды строительного контроля при производстве.

Основными задачами строительного контроля являются: – Проверка соответствия требованиям нормативной документации, проектных и технических решений, регламентов, правил ОТ и ТБ. – Контроль исполнения графика производства работ и расходов.

Совершенствование системы входного контроля качества.

Важным элементом системы менеджмента качества является входной контроль качества сырья и материалов. Входной контроль качества, по сути – деятельность, направленная на выявление и устранение несоответствий, которая приводит к увеличению себестоимости.

Проведение входного контроля материалов и культура.

Библиографическое описание: Татаров, А. В. Проведение входного контроля материалов и культура производства на предприятиях / А. В. Татаров.

Для начала рассмотрим, что вообще такое входной контроль и для чего он нужен. Имея двухлетний опыт работы в службе СТН и.

Особенности контроля качества в строительном производстве

Рис. 1. Виды контроля строительного производства и их последовательность проведения. Входной контроль необходим для проверки

Задачей приемочного контроля является оценка качества и проверка законченных объектов или их частей, а также скрытых работ и.

Содержание типового стандарта организации «Входной контроль.

Входной контроль – это контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции [2]. Верификация – подтверждение посредством представления объективных.

Системы менеджмента качества как основной вид контроля.

В любой строительной деятельности основой исполнения любой задачи является нормативная документация. Если отсутствуют механизмы, формирующие качество продукции на всех этапах, то нормативная база не сможет гарантировать должного качества в конечном результате.

Правовое регулирование государственного строительного надзора

 В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование строительного надзора в Российской Федерации.

Ключевые слова: строительство, государственный строительный надзор, контроль, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта.

Контрольно-надзорная деятельность в области строительства

Ключевые слова: пожарный надзор, градостроительство, контроль, надзор. Социальное, экономическое, экологическое значение

Контроль и надзор представляют собой важнейшие каналы получения объективной информации о жизни общества в целом, о тех политических.

Особенности организации системы внутреннего контроля.

Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, система внутреннего контроля (СВК).

«Контроль» (Control) — сложное и многогранное понятие, под которым подразумевается одна

В нормативно-правовых актах внутренний контроль определен как важнейшая часть системы.

Как осуществляется входной контроль качества строительных материалов

Виды контроля

Контроль качества строительно-монтажных работ бывает трех видов: входной, операционный и приемочный.

Во время входного необходимо проверить сырье и материалы, из которых будет возводиться конструкция. Они должны быть экологически чистыми и безопасными, а также соответствовать всем стандартам. Все характеристики должны быть указаны в соответствующих сертификатах качества. Некачественные материалы влекут за собой быстрое разрушение здания, что будет иметь негативные последствия для подрядчика и застройщика.

Операционный контроль качества строительных работ – один из основных этапов. Специалисты должны проверить каждую стадию строительства на соответствие нормам. Они изучают проект, сравнивают с фактически выполненными работами, дают рекомендации на устранение возникших дефектов.

Приемочный контроль – тот, который происходит, когда объект или его часть полностью возведена и готова к вводу в эксплуатацию. Например, перед заселением жильцов в готовое жилое здание оно должно обязательно пройти эту завершающую приемочную процедуру.

Виды контроля строительно-монтажных работ подразделяются на внешние и внутренние. Во время внешнего специалисты следят за ходом строительства конструкции, формируют замечания, разрабатывают рекомендации по устранению дефектов. Полностью контролируется весь процесс.

Внутренний контроль строительно-монтажных работ проводится производителями материалов на производстве. Они проверяют, чтобы все сырье было оригинальным и качественным. Ведь некоторые строители заменяют купленный для сооружения материал на некачественные аналоги, что может негативно отразиться на конечном результате. При этом на каждый материал должен присутствовать паспорт и сертификат качества.

Осуществления контроля за производством строительно-монтажных работ

Надзор за процессом строительства происходит в течение всего периода. Проверяется соответствие проекта и возводимого здания, соблюдение технологических сроков и множество других нюансов. Если подрядчик правильно выполняет свои обязанности, контролирует действия рабочих, то инспекторы стройнадзора во время контроля строительно-монтажных работ не выдадут предписаний в процессе строительства.

Работа представителей стройнадзора подчиняется только госрегулированию и инспекционные проверки выполняются по строгому графику. Во время строительства зданий все должны руководствоваться требованиями органов строительного надзора по вопросам соблюдения качества строительства.

Обязанности представителя инспекции и технического надзора заказчика

Инспектор по контролю строительно-монтажных работ имеет ряд обязанностей. Он должен:

  • знать проект, следить за его соблюдением;
  • учитывать конкретные условия, в которых происходит строительство конструкции;
  • знать объем работы, сроки окончания и другие данные, указанные в проекте;
  • следить, чтобы строительство было окончено в срок;
  • контролировать наличие документации для строительства конструкции;
  • выявлять дефекты, а при их обнаружении – выписывать предписания на их устранение с указание сроков;
  • проверять качество строительных материалов и сырья, наличие на них сопроводительных документов;
  • контролировать ведение исполнительной документации;
  • проверять готовность сооружения к эксплуатации.

После завершения контроля качества строительных и монтажных работ инспектор должен проверить и принять всю заполненную документацию, подписав соответствующие акты.

Права представителя технического надзора заказчика

Специалист по контролю качества строительных и монтажных работ имеет обязательство в любое время явиться на объект, проверять ход выполнения работ, соответствие проекту, выявлять дефекты и требовать их устранения. Также он может и должен следить за качеством строительной продукции и присутствием технической документации на них.

При обнаружении нарушений технадзор имеет право остановить строительство конструкции. Тоже случается и при обнаружении несертифицированных или некачественных материалов. При этом необходимо внести всю информацию в журнал производства работ.

При несоответствии фактически выполненных работ и проекта, некачественном выполнении работ, специалист по контролю качества выполнения строительно-монтажных работ имеет полное право не принимать объект и не оплачивать его. Подрядчику и его рабочим придется устранять дефекты. Если строители неправомерно нарушили технологию строительства или проектные требования, то решение этих проблем может быть и в судебном порядке.

Ответственность представителя технического надзора заказчика

Если представитель по контролю качества производства строительных работ принял объект, который был построен недоброкачественно, с использованием некачественных или несертифицированных материалов и с другими нарушениями, то его могут привлечь к личной ответственности. То же может произойти при требовании оплаты за завышенные объемы, которых на самом деле не было.

В случаях, когда технадзор не поспособствовал устранению всех недостатков строительства, он также несет личную ответственность. Его работа по производственному контролю качества строительно-монтажных работ оканчивается только после сдачи объекта в эксплуатацию и оформлению всей исполнительной документации.

О компании КТБ Железобетон

Группа компания КТБ Железобетон ведет свою деятельность уже почти 60 лет. За все эти годы сотрудниками компании было введено в эксплуатацию большое количество строительных конструкций. Группа компаний уже много лет принимает участие в проектировании зданий и сооружений, проводит лабораторные исследования и экспертизы.

Для осуществления деятельности компания КТБ Железобетон использует новейшее испытательное оборудование, с помощью которого можно осуществлять все методы контроля качества строительных работ. В компании работают только опытные специалисты и эксперты.

Коллектив принимал участие в строительстве крупных объектов страны, поэтому знания подкреплены опытом. Компания КТБ Железобетон способна оказать высококачественные услуги в сфере строительства.

Заказывайте услуги по техническому контролю в компаний КТБ Железобетон.

Заказать организацию контроля качества строительно-монтажных работ можно в компании КТБ Железобетон. У нас работают ответственные, грамотные и опытные специалисты, которые всегда помогут. Стоимость услуг доступна каждому.

Для заказа необходимо зайти на сайт, заполнить форму или позвонить по указанному номеру телефона. Также можно получить бесплатную консультацию по интересующему вас вопросу в области строительства.

Источник https://dwgformat.ru/2022/06/14/sovershenstvovanie-poryadka-provedeniya-vhodnogo-kontrolya-postupajushhih-materialov-v-stroitelstve-i-oformleniya-ego-rezultatov-chast-1/

Источник https://moluch.ru/archive/415/91733/

Источник https://www.ktbbeton.com/press/articles/kontrol_kachestva_stroitelno_montazhnykh_rabot/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: