Однокоренные слова к слову «окно»

 

Корни в словах окон дверей

Этимология слова “окно” связанно с русским словом “око” т.е. глаз. Есть подозрение, что корни словообразования уходят в древнюю Скандинавию.

Скандинавское слово “vindauga” первоначально обозначало отверстие для прохода дыма и уже позже окно. Как известно, в домах скандинавов окна были овальной формы, похожей на глаз, и не имели ни стекла, ни слюды, так что в ветреную погоду ветер врывался в эти отверстия, которые и получили поэтому название “глаз ветра“. Говорят, что и английское слово window происходит от викингов. У них окно звучит как vindue (датск.).

ОКНО в Русском языке

ОКНО (ср.род) – в русском языке окно может иметь массу звучаний. Например: окошко, оконко, оконце, окошечко, умалит. оконишко, окнишко; оконище, окнище. Окном так же назывался “проём в стене для свету, а в мазанках и лачугах – это иногда простая дыра, затыкаемая по зимам (!) почти вовсе”.

В Сибири и на Кавказе и др. окно затягивают брюшиной (бычьим пузырем), в России заставляют его оконницею, со стекляными окончинами (стеклопакетами :).

В избах крестьян, волоковое окно, оконце или проем четверти в полторы, с волоком, задвижным изнутри ставнем, для опросу приходящих, для подачи милостыни, для выпуска дыма в курных избах, для чего иногда бывает и особое дымовое окно, дымволок.

Производные от слова ОКНО

  • Оконный, окошечный, к окну принадлежаший, относящийся: оконные вставки, стар. что ныне косяки, откосы, колоды;
  • В старые времена были приставные щиты, а на крюках ставни звали затворами.
  • Окончатая изба, с окнами, т. е. красными, косящатыми.
  • Окончатое болото, с окнами, водьями.
  • Окончатая решетка, шашней, в прямых клетках.
  • Оконистый дом, в коем много окон.
  • Оконница (женск.) окольница, искажен. рама, переплет оконный, в который вмазываются окончины, стекла; но местами и окончину, стекло, зовут оконницей.
  • Абинное сукно окончина в окно, замест брюшины, пузыря, потому что оно редко, жидко. Выбьешь окончину, не дури!
  • У нас вся деревня промышляет оконницами, делают и развозят по торгам оконницы.
  • Оконщик, столяр делающий оконницы. Оконичник, оконник м. то же, что и оконщик; Стекольщик, вставляющий окончины.
  • Оконничать, заниматься деревенским промыслом оконщиков.
  • Окнище, увеличенное окно; окнище, проем, просвет в стене для окна;

Наличник окна крестьянской избы со ставнями. Вторая половина 19 века

Красное окно, косящатое и с оконницею.

У крестьян обычно три окна: переднее окно, у красного угла; среднее, украшенное пуще прочих всяческой резьбой; третье или судное, где посудник и стряпная.

Виды окон на Руси

  • “Венециянское окно”, тройное, три окна в одно.
  • Глухое окно (совр. слэнг “глухарь”), заделанное, забитое, или фальшивое, несквозное, сделанное для виду снаружи.
  • Слуховое окно, на кровле, на чердаке или подволоке.
  • Смотровое окно в плавильных и обжигательных печах иногда делается с боку окно, проем с заслоном, для осмотра;
  • Стекловарное отверстие в печном колпаке, против каждой дойницы (горшка), для доступа к ней.

А также окном называлась открытая полынья в трясине, вадья, водья, чарус (окошко в болоте). Корова в окно попала, и потонула.

Читать статью  Как скрафтить дверь в «Майнкрафт» и Unturned? Как сделать железную дверь в майнкрафте

Оконные пословицы и поговорки

“Такой город, что бабы через улицу из окна в окно на ухвате горшки передают!”
“Окошечко (оконце) маленькое, а в него все видно!”
“Окнища — барския затеища.”
“Ложку за окошко даром не выкинешь.”
“Только и свету, что в вашем окошке!”
“В окно всего свету не оглянешь.”
“Не только свету, что в окошке” (прибавка: на улицу выйдешь, больше увидишь).
“Что услышишь под окном, того и жди” (гаданье о святках).
“Бог даст, так и в окошко подаст” (т. е. далеко не ищи).
“В окно подать — Богу подать.”
“Грызть окна” (просить подаяния).
“Под одним окном выпросить, под другим съесть.”
“Лучше подать в окно, чем стоять под окном.”
“Будешь ты у меня под окном стоять” (т. е. скоро обнищаешь).
“Не велят в окно заглядывать — а в двери не пускают.”
“Муж в двери ногою, а жена в окно и с головою.”
“На глазах окошки, а не видит ни крошки.”
“Горница хороша, да окна кривы.”
“Придет солнышко и к нашим окошечкам.”
“Не прорублены окошки, так решетом свету не наносишься.”
“В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.”

Старинные Оконные Загадки

“Красная девушка в окошко глядит (солнце).”
“Из окна в окно готово веретено” (луч солнечный).
“Ни окошек, на дверей, полна горница людей” (огурец).
“У вас за окошком полно репы лукошко” (звезды).
“Погляжу я в окошко — стоит ркпы лукошко” (небо и звезды).
“Стоит город, в городу 12 башен, в башне по 4 окошка, а из каждого окошка по семи выстрелов” (год, месяцы, недели и дни).

Однокоренные слова к слову «окно»

Существительное «окно» является производящим для целого круга родственных слов. Перечислим однокоренные слова к слову «окно».

Корень слова «окно»

Чтобы подобрать родственные слова к рассматриваемому существительному, сначала вспомним, какая морфема называется корнем.

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

А теперь выясним в составе существительного «окно» главную морфему, которая объединяет родственные слова в одну семью:

окн о́ — корень/окончание.

Это существительное называет проём в стене дома, через который поступает свет и воздух. В его корне может появиться беглая гласная «о», и тогда он приобретает вид — окон-. Также в некоторых родственных словах прослеживается редкое чередование согласных н//ш, которое отметим, например, в корне существительных:

  • ладо н ь — ладо ш ка,
  • гармо н ь — гармо ш ка,
  • бара н — бара ш ек,
  • карма н — карма ш ек.

Корень окн- превращается в составе родственных слов в -окон-/окош-.

Однокоренные существительные

Указанное чередование согласных в корне можно заметить в морфемном составе родственных существительных:

Мальчик у окна

Кончается лето,
Кончается лето!
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь — первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.

Ирина Токмакова

Однокоренные прилагательные

От однокоренных существительных образуем ряд родственных прилагательных:

Слово « о кно́» произносится с ударным окончанием. Первый гласный корня, оставшийся без ударения, часто вызывает сомнение в написании этого существительного.

ТВАР/ТВОР — правило и примеры написания корней

На уроках русского языка в рамках школьного курса учащимся предстоит узнать много нового, в том числе правило «твар-твор», грамотное написание корней с чередованием. Методисты отмечают, что тема вызывает определенные трудности, поскольку детям сложно выявить закономерности и понять, почему в одних случаях следует употреблять гласную «а», а в иных, однокоренных словах — «о». Есть несколько хитростей, которые помогут разрешить этот вопрос и быстро подготовиться к выполнению самых сложных заданий и экзаменам.

  • Изучение правила
  • Примеры слов и предложений
  • Отработка навыка в упражнениях
Читать статью  Адреса Вента Окна в Краснодаре, телефоны, официальный сайт отзывы

Правописание корней твар твор

Изучение правила

В словах с корнем «твар / твор» гласный находится в безударной позиции, а верный выбор варианта написания зависит от ударения. Следует запомнить такое правило:

Твар твор правило

  1. Если положение безударное, то следует употребить корень «твор». Например, затворять, сотворить, творец, творение. Во всех этих словах гласный звук находится не под ударением, поэтому, согласно правилу, следует написать «о». Важно отличать эти слова от похожих, имеющих проверочные слова. В случаях с чередованием гласных нельзя подобрать проверочный вариант, где аналогичный гласный будет располагаться в сильной позиции. Поэтому выбор опирается на грамматическое правило.
  2. Под ударением, то есть в сильном положении, на месте чередующейся гласной может быть как «о», так и «а». Но в данном случае сложностей не возникнет, следует использовать простую формулу «как слышится, так и пишется».

Таким образом, при изучении на уроках правописание корней «твар — твор» следует опираться на такой постулат: без ударения ставится «о», под ударением может быть как «о», так и «а». В целом, особых сложностей возникнуть не должно, однако навык грамотного письма следует отработать в ходе выполнения упражнений.

Примеры слов и предложений

Однокоренные слова с чередованием гласных сложны тем, что в одной и той же лексической группе могут быть использованы различные буквы в зависимости от наличия либо отсутствия ударения. Примеры:

  1. Существительные: творение, творчество, сотворение, притворство.
  2. Прилагательные: творческий, стихотворный, болезнетворный, снотворный, створчатый,
  3. Глаголы: вытворять, затворять, сотворить, притвориться, растворять, отворять.

Для более качественной отработки навыка следует рассматривать не только слова, но и предложения:

Слова с корнем твар твор

  • ​Миша постоянно вытворял глупости, за что его маме приходилось краснеть.
  • Марине удалось затворить калитку, несмотря на то, что девочка была небольшого роста.
  • Каждый день Иван был обязан затворять дверь в коровник, чтобы оберегать стадо.
  • Творец всемогущий, помоги нам, грешным.
  • Творчество Пушкина запомнилось мне надолго, даже после школы я периодически обращалась к томику любимых стихов.
  • Сотворение мира — тема, известная еще из Библии.
  • Окно отворилось и в комнату проник свежий чистый воздух.
  • Задуманное непременно претворится в жизнь, если приложить максимум усилий.
  • Группа людей толпилась у чудотворной иконы.
  • Пара мальчишек забежала в класс, затворив за собой дверь.
  • Ответ Иванова и его доклад про болезнетворных бактерий приятно поразил учителя биологии.

Во всех этих случаях гласный звук находится в позиции без ударения, поэтому, в соответствии с правилами русского языка, следует написать «о». Однако важно помнить о том, что есть и слово-исключение — утварь. Оно всего одно, поэтому запомнить не составит труда. Здесь в слабой позиции следует написать букву «а».

Отработка навыка в упражнениях

Чтобы разобраться в правилах написания «твар — твор» (корни с чередованием встречаются в русской речи часто), следует выполнить несколько разноплановых упражнений, которые помогут быстро находить орфограмму в слове, входящем в состав словосочетания, предложения или текста, и выбрать верный вариант написания.

На уроках в классе учитель может предложить различные языковые задачи, решить которые можно, держа в уме лишь одно простое правило и единственное слово-исключение.

Переписывать текст

Самое популярное упражнение — переписать предложения или текст, вставив вместо пропусков (которые обычно обозначаются троеточием) правильную букву. Пример текста, в котором имеется много слов с данным типом чередования: «Иван был затворником, любому общению предпочитал творчество. Нередко, закрывшись на неделю за затворенными ставнями, он творил, сочинял, выдумывал, создавал уникальные стихотворные тексты. Писал про миротворцев, нарядную кухонную утварь, про тлетворное влияние окружающего мира, даже про бетонно-растворный завод и его сотрудников. Лишь изредка отворял он форточку, чтобы впустить струю свежего воздуха».

Читать статью  Ремонт пластиковых окон

Пропуски на месте чередующейся гласной следует сделать в словах «затворником», «творчество», «затворенными», «творил», «стихотворные», «миротворцев», «утварь», «тлетворное», «бетонно-растворный», «отворял». Задача учеников — внимательно читать текст, переписать его и поставить на место многоточия необходимую букву, используя свои знания правила и помня о слове-исключении.

Первый этап изучения

Интересный вариант работы над запоминанием — исправление ошибок. Учитель заранее готовит карточку, где предложены слова или словосочетания с орфографической ошибкой, например, «тварец» вместо «творец». Задача школьника — выявить, в чем именно было нарушено правило, и исправить написание, предложив верный вариант.

Далее идет лексическое задание, которое поможет не только закрепить материал, но и расширить словарный запас словами с корнями «твор — твар». Учитель предлагает школьникам составить как можно больше однокоренных слов, в которых присутствует рассматриваемая орфограмма, используя различные суффиксы и приставки. Можно провести своеобразный конкурс — кто составит более широкий лексический ряд, тот и получит отличную оценку. Варианты задания:

Твар корни с чередованием

  1. Использовать слова только одной части речи.
  2. Допускается обращение ко всему богатству языка, без ограничений.

Пример выполненного задания: творить — створка — тлетворный — болезнетворный — стихотворение — творец — стихотворчество — животворный — водорастворимый — трехстворчатый — умиротворенный — затворник — крючкотворство — сотворчество — чудотворец — столпотворение и другие.

Оформить также можно и в таблице, например, вот так:

Существительное Прилагательное Глагол Причастие
Творец Творческий Творить Сотворенный
Творение Затворнический Сотворить Затворенный
Творчество Животворный Затворить Вытворенный

Такое тренировочное задание поможет ученикам не только хорошо запомнить правило, но и понять лексическое богатство родного языка.

Закрепление и подготовка к диктанту

Чтобы школьники как следует разобрались в том, когда в корнях с чередованием пишется «о», а когда — «а», следует предложить им выполнить и различные творческие задания, которые помогут закрепить навык грамотного письма. Очень важно научить их отличать чередующиеся гласные от проверяемых, во втором случае выбор верного варианта будет зависеть от того, какой именно звук отчетливо слышится в сильной позиции.

Чтобы научить детей отличать эти правила, можно предложить такое задание:

Слова с корнем твор

  1. Подобрать в произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения, где присутствуют слова с данной орфограммой. Написать их значение, воспользовавшись толковым словарем.
  2. Составить краткий текст, где необходимо использовать как можно больше слов, правописание которых соответствует данному правилу.
  3. Нарисовать плакат, на который поместить максимально возможное количество слов с орфограммой. Это может быть, например, стихотворец, который творит, вокруг него — образное изображение «мыслей», тематик его произведений. Здесь фантазию учеников ограничивать не стоит. Но если класс слабый и большая часть детей не наделена творческими задатками, от такого задания следует отказаться.

В целом правило довольно простое, но это не значит, что оно не требует тщательного изучения. Разноплановые задания, использование богатого лексического материала и примеров из русской классики помогут ученикам научиться использовать свои знания на практике и закрепят у них навык грамотного письма.

Источник https://oknasmart.ru/slovar_terminov/okno-etimologiya-slova

Источник https://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/koren/odnokorennyie-slova-okno.html

Источник https://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/tvar-tvor-pravilo.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: